Как подготовить ребёнка к школе?

Просмотров: 1612

Ваш малыш уже совсем большой, вы готовитесь к первому Дню Знаний! Несомненно, это не только очень важный и торжественный момент для первоклассника, но и очень трогательный момент для родителей. Будущий школьник гордо надевает школьную форму, собирает свой новый портфель, несет букет цветов первой учительнице. К новому этапу в жизни малыша необходимо готовиться заранее. Адаптация к новому распорядку дня, коллективу, правилам, школьным заботам… Как сделать так, чтобы этот период прошел максимально гладко? Давайте разберемся вместе!

Чтобы наши советы не были субъективными, мы попросили наших друзей помочь в написании этой статьи, и взглянули на проблему подготовки ребенка к школе с трех сторон: узнали мнение мамы первоклассника, детского психолога и учителя начальных классов. На наш взгляд, каждый специалист дал интересные советы со своей, профессиональной, точки зрения, но все пришли к одному выводу: начало обучения в школе – очень ответственный момент в жизни детей и родителей, поэтому нужно приложить максимум усилий, чтобы ребенок полюбил новую школьную жизнь и легко к ней привык.

Елена Валентиновна ЛЕМИХОВА, психолог центра речевого развития «Словечко»

С 1 сентября ваш ребенок пойдет в школу. Это огромное событие в вашей жизни и жизни вашего сына или дочери. На ребенка падает большая нагрузка, резко меняется весь образ жизни. Поэтому следует постараться подготовить ребенка к школе, облегчить ему трудный переход к новой деятельности. Необходимо продумать, как ваш ребенок проведет летние месяцы. Отдых должен быть разнообразным, но не слишком утомительным. Примерно дней за 10 до начала занятий в школе ребенку следует быть уже дома, в привычной обстановке. Постарайтесь за лето закалить ребенка, укрепить его здоровье. Помните о том, что малейшие недомогания, хронические простудные заболевания и даже незалеченные зубы могут стать причиной повышенной утомляемости ребенка с первых шагов в школе, причиной его отставания в занятиях и даже нежелания ходить в школу. Проверьте, не нужно ли вашему ребенку посетить логопеда. Дефекты в произношении могут привести к застенчивости ребенка, замкнутости, а также они влияют на формирование орфографических навыков. Постарайтесь все основное для школы приобрести заранее. Лучше, если при этом вы о чем-то посоветуетесь с ребенком, вызовете у него радостные эмоции в связи с предстоящим учением. Если вы летом хотите заняться подготовкой к школе со своим ребенком, занятиям следует уделять не более 2-х часов, с обязательными перерывами в 10-15 минут. Не надо заставлять ребенка много читать и писать. Следует больше уделять времени общеразвивающим занятиям: укреплять руку ребенка с помощью рисования, несложных заданий в черчении: развивать речь ребенка, обучая его давать полные ответы, составлять законченные предложения и рассказы; закреплять устный счет «вперед» и «обратный» и т.д. Самое главное, если вам удастся создать у ребенка нужный настрой для учебы: радостные эмоции без излишнего веселья, серьезное отношение к предстоящему без нервозности, чувство долга и ответственности. Теперь определите, что знает о школе ваш малыш. Ведь уже первого сентября у него возникнет много во­просов и сложных ситуаций. Для вас эти детские тревоги покажутся пустяками, а для него труднейшими задачами. Будьте предусмотрительны и помогите ребёнку заранее, сейчас, найти выход из будущих затруднительных положений.

Спросите его: 1. Как обращаются к учительнице ? 2. Как привлечь к себе внимание, если нужно о чём-то спросить? 3. Что сказать, если нужно выйти в туалет? 4. Что такое урок? 5. Как узнают, что время начинать урок. 6. Что такое перемена? 7. Для чего нужна перемена? 8. Как называется стол, за которым дети пишут? 9. На чём пишет учитель, когда объясняет задание? 10. Что такое отметка? 11. Какие отметки хорошие, а какие плохие ? 12. Что такое школьный дневник? 13. В классе учатся дети одного возраста или разного? 14. Что такое каникулы?

Важно, чтобы ребёнок ответил принципиально вер­но, можно и без уточнений.

Запомните:  Правило №1   Никогда не отправляйте ребёнка одновременно в 1 класс и музыкальную школу, какую-то секцию или кружок (лучше это делать за год или во 2 классе). Самое начало школьной жизни является стрессом для 6-7 летних детей. Если ребёнок не будет иметь возможность гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз.

Правило №2   Помните, что ребёнок может концентрировать внимание не более 10-15 минут. Поэтому, когда вы с ним будете делать уроки, через каждые 10-15 минут необходимо прерываться и давать малую физическую разрядку (например, попрыгать 10 раз).

Правило №3   Компьютер, телевизор и любое занятие, требующее большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день – так считают врачи офтальмологи и невропатологи во всём мире.

Правило №4  Больше всего на свете в течении первого года обучения ребёнок нуждается в поддержке. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его, чтобы за постоянными упрёками ребёнок не потерял веру в себя.

Несколько коротких правил

1. Показывайте ребёнку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.

2. Нельзя никогда, даже в сердцах, говорить ребёнку, что он хуже других.

3. Следует по возможности честно и терпимо отвечать на любые вопросы ребёнка.

4. Старайтесь каждый день находить время побыть наедине со своим ребёнком, особенно если в семье есть младшие дети (например, посадить на колени, расспросить о делах)

5. Учите ребёнка свободно общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми.

6. Не стесняйтесь подчёркивать, что вы им гордитесь.

7. Будте честны в оценках своих чувств к ребёнку.

8. Всегда говорите правду, даже если это не выгодно для вас.

9. Оценивайте только поступки, а не самого ребёнка.

10. Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания.

11. Признавайте права ребёнка на ошибку.

12. Ребёнок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.

13. И вообще, хоть иногда ставьте себя на место ребёнка.

Многие родители озабочены вопросами, связанными с его поступлением в школу. Как сделать так, чтобы ребенок с удовольствием ходил в школу, был хорошим (или даже лучшим) учеником в классе?  Почему в школу принимают детей 6,5-7 лет? Ребенок 6-ти лет действительно способен усваивать учебный материал, но при этом еще остро сохраняется потребность играть. Большинство родителей думают, что они подготовили ребенка к школе, если научили его, например, читать. С этой целью еще в раннем дошкольном возрасте у ребенка в распорядке дня появляются учебные занятия. Парадокс заключается в том, что можно не уметь читать и писать к началу учебного года, а быть готовым к школе и успешно обучаться. И наоборот, можно владеть определёнными учебными навыками до школы. А в дальнейшем не усваивать школьную программу, и отставать, отставать, отставать. Часто бывает, что, приходя в школу, ребёнок неплохо читает, иногда даже больше нормы по технике чтения. И в начале первого класса, когда все дети начинают изучать первые буквы алфавита, он старается показать свои знания, тянет руку, просит почитать вслух, когда весь класс изучает классификацию звуков, учатся анализировать их, чертить схемы слов, ребенок демонстративно не принимает участия в уроке, теряет интерес к обучению и откровенно скучает. Почему так происходит? Да потому, что ребёнок может читать и считать, но у него не сформированы навыки поведения на уроке (произвольность поведения), положительное эмоциональное отношение к учёбе, умение общаться, выражать свои мысли вслух, не развита тонкая координация моторики рук (взаимодействие движения рук со зрением), тогда вся учёба пойдёт наперекосяк. На что же надо обратить внимание при подготовке ребёнка к школе?Самое важное – заниматься выработкой произвольности поведения у ребёнка, т. е. способностью усилием воли управлять собой и своим поведением. Наблюдая за детьми первые дни в школе, можно увидеть, что у детей произвольности ещё нет. Например, учитель просит детей успокоиться, послушать тему урока, но есть такие дети, которые встают, ходят, трогают или рассматривают учебные вещи на партах у других детей. Родители могут формировать произвольность у своих детей в домашних условиях. Принцип формирования произвольности очень прост: надо помочь ребёнку довести начатое дело до конца, поддерживать его морально и эмоционально. Сейчас в магазинах очень много литературы по подготовке детей к школе, но всегда нужно помнить, что шестилеткам трудно удерживать внимание больше 10 минут, поэтому занятия должны быть не более 30 минут и за это время необходимо сменить, как минимум три формы работы. На первом этапе рекомендуется выполнять задания вместе с ребёнком. Второй этап предполагает частичную помощь, наводящие вопросы, одобрение. На третьем этапе ребёнок уже сам выполняет задания и получает от этого удовольствие. Если ребёнок выполняет задания только в присутствии взрослого, значит, оставьте все свои дела и садитесь рядом с ребёнком, самое главное, чтобы начатое дело было доведено до конца. И не забывайте читать детям сказки. Сказки – это умение слышать и слушать! Дети очень любят слушать чтение сказок на ночь, они их успокаивают. Читать можно и днём, но не так: в одной руке у ребёнка банан, а другой он гладит кошку. Усадите ребёнка на диван, пусть он успокоится, а потом начинайте читать. Те родители, которые утверждают, что их ребёнок не может успокоиться,  и наоборот, начинает прыгать от встречи со сказкой, скорее всего, мало читают своему ребёнку (отсюда и такая реакция). Очень полезно пересказать прочитанную сказку. Это развивает память, речь, ребёнок учится выражать свои мысли вслух. В это время не отмахивайтесь от ребёнка, разговаривайте с ним, используя всё своё умение и терпение слушать.

Елена Владимировна Маслова, учитель начальных классов школы №28:

Как правило, летом дети не соблюдают режим дня, и в результате осенью им очень трудно привыкнуть к школьному распорядку. Им трудно вставать по утрам, они быстро утомляются.  Поэтому лучше поменять режим, не дожидаясь 1 сентября. За пару недель до начала учебного года договоритесь с ребенком о том, что теперь он будет отправляться в постель максимум в 22:00, а просыпаться не позже 9:00, и строго следите за выполнением новых правил. Кроме того, постепенно сокращайте время, которое ваш ребенок проводит перед компьютером или телевизором: получаса в день будет вполне достаточно. Замените игры и мультики чтением, рисованием или, например, решением забавных логических задачек. Таким образом, вы поможете малышу плавно настроиться на учебный лад. Соблюдение этих нехитрых правил значительно облегчит ребенку переход к школьной жизни: к началу учебного года вы получите вполне сознательного ученика, готового к самым серьезным нагрузкам. Очень тщательно подойдите к организации рабочего места Вашего будущего ученика, к выбору школьных принадлежностей. Родители стараются накупить своему ребёнку множество ярких канцтоваров. Школьные принадлежности не должны отвлекать. Научите своего ребенка обслуживать себя: самостоятельно готовиться к уроку, аккуратно складывать свои вещи, завязывать шнурки и застёгивать пуговицы. Эти навыки формируются еще в раннем детстве, но многие родители делают за детей то, что они и сами в состоянии сделать. Класс – новый коллектив, в который приходят иногда совершенно незнакомые дети. На начальном этапе очень важна роль родителей. Хорошо, если они станут помощниками учителя в проведении классных мероприятий, праздников, совместных дел. Общение вне школы поможет и детям и родителям ближе узнать друг друга, познакомиться с интересами и увлечениями одноклассников. Сочувствуйте своему ребёнку, если он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда. Поддерживайте ребёнка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой. Постоянно интересуйтесь школьной жизнью Вашего ребенка. Ежедневно спрашивайте, что нового он сегодня узнал, чем занимался на уроках. Ребенок будет чувствовать, что его новая школьная жизнь интересна взрослым, будет стараться как можно больше запомнить, чтобы поделиться с Вами. Часто родители спрашивают: «А что должен уметь и знать ребёнок к первому классу?»  Вопрос риторический. Да, было бы здорово, если бы ребёнок умел читать. Но это, на мой взгляд, не самое главное. Познавательный интерес,  кругозор,  желание и умение трудиться, умение задавать вопросы и много другое – вот что важно! К сожалению, бывает так – ребёнка «натаскали», прошли все учебники за первый класс, что остаётся первокласснику – скучать на уроках. Часто у таких учеников пропадает мотивация к обучению и потом её очень сложно возродить. Бывают и обратные ситуации: ребёнок «слабенький», ему нужно больше времени, чем остальным, на выполнение задания. И тут у малыша опускаются руки, дома торопят, ругают, сравнивают с одноклассниками, у которых всё быстро получается, без особых усилий. Ребёнок попадает в ситуацию школьной неуспешности, и из неё тоже очень трудно выбраться. Здесь нужна мудрая помощь родителей и педагога. Главное – не нервничать и не суетиться, и тогда учёба в школе действительно станет для вас, а главное, для вашего ребенка по-настоящему радостной. Хорошей вам учебы!

Ольга ИВАНОВА, мама первоклассника:

Первым делом определилась со школой за год до «даты икс» и отвела ребенка туда на подготовительные курсы. Как результат: дочь знакома со школой, знакома со всеми учителями, которые будут работать с ней в 1 классе (первый учитель, учитель музыки, изо, английского). В итоге ребенок спокоен, понимает, куда пойдет, понимает, что будет делать в школе, понимает, кто будет с ним работать. Еще один простой, но важный совет: не идеализируйте школу. «Не надо чересчур радоваться и восторгаться тому, что ребенок идет в школу. Да, это значимое событие, но ребенок не должен думать, что там будет весело и интересно. Положа руку на сердце, школа – это труд, а иногда и тяжелый, может многое не получаться. Мой ребенок на вопрос: «хочешь в школу?», отвечает «не знаю», и это, я считаю, намного лучше, чем «да!». Ребенок не должен идеализировать школу, но он должен гордиться тем, что идет в школу. Поэтому подчеркивайте какой он большой, закончил сад, и уже не будет туда ходить, как это невероятно круто, нужно и важно!Ответственно отнестись к подготовке в школу. Делайте это заранее и вместе с ребенком. Я имею в виду покупку всего необходимого: подготовка места для уроков, покупка школьной формы, рюкзака и канцтоваров. Ребенок должен все выбирать сам, участвовать во всем. Видя, как много всего покупается и делается, моя дочь понимает, что это «не шутки», настраивает себя на значимые изменения в её жизни. Выполняя задания, которые нам давали по подготовке к школе (или любое другое, которое напоминает учебную задачу), нужно постепенно готовить ребенка к тому, как будет происходить выполнение домашнего задания. Например, она написала букву, но написала не аккуратно, а в школе будут требовать аккуратности, поэтому надо попросить ребенка написать по-другому. Сказать нужно об это как можно понятнее и конкретнее: «Посмотри, ты написала эту палочку в букве криво, попробуй сделать ее прямой». Я всегда стараюсь дать понять своему ребенку, что в любом случае помогу ему, если у него возникнут трудности в школе, что он может рассчитывать на меня. Я об этом говорю и подтверждаю делом, если у неё не получается, помогаю ей, подталкиваю к правильному решению. Настройте своего ребенка на те знания, которые он получит, расскажите, что он узнает много нового и интересного, очень важно научить его стремиться узнать больше, чем он уже знает».

Что должен уметь школьник?

Психологическая подготовка – это самое важное, а вот что нужно уметь к школе? Необходимо ли уметь читать, писать, какими навыками счёта должен владеть будущий первоклассник? На эти вопросы мы постарались ответить в статье «Что должен уметь школьник?»

Дорогие родители первоклассников! Команда журнала  «Мамино Чудо» искренне желает вам и вашим детям успехов в подготовке к школе, мы всегда будем рады вам помочь!

Рубрика: