Один дома: доверяй, но проверяй

Просмотров: 564

Не оставляйте детей без присмотра - гласит проверенное временем правило. И, тем не менее, по мере взросления ребенка мы понимаем, что развить в нем самостоятельность и ответственность за свои поступки просто невозможно, если мы контролируем каждый его шаг.

Конечно, важно отдавать себе отчет в том, что развивать самостоятельность можно и нужно только тогда, когда ребенок психологически, личностно дозрел до этого. Любые игры с самостоятельностью, пока ребенок к этому не готов в силу возраста, превращаются в неоправданный риск. Психологи рекомендуют не оставлять детей младше 7 лет одних дома. Как известно, именно в этом возрасте созревают процессы, ответственные за произвольную регуляцию и контроль своей деятельности. Младший школьник уже способен осознанно выполнять инструкции взрослого (даже вопреки своим желаниям), анализировать свои действия и принимать взвешенные решения. Возможно, кто-то демонстрирует подобную зрелость уже в пять лет, а кто-то и в десять не готов к полной самостоятельности в силу темперамента. Второе важное правило - вне зависимости от возраста никогда нельзя оставлять ребенка одного дома против его воли. Третье - избегайте оставлять ребенка одного вечером, особенно, перед сном. Ночь - это время, когда активизируется воображение, и оживают потаенные страхи даже у самых спокойных и уравновешенных детей. Еще один важный момент - старайтесь не оставлять дома братьев и сестер вместе, ибо ответственность за поступки и поведение младшего члена семьи - слишком тяжелый груз для старшего. Более того, в разновозрастной компании детей, самоконтроль вашего старшего ребенка может магическим образом отключаться, особенно, если младший - неформальный лидер. Да и в принципе - там, где двое и больше, предсказуемость детского поведения стремится к нулю. Среди общих критериев готовности к тому, чтобы остаться «за старшего» можно перечислить такие способности, как: умение пользоваться телефоном и звонить по указанным номерам, отсутствие фобий и страхов, связанных с закрытым пространством, темнотой; способность самостоятельно следовать режимным моментам - поесть, убрать за собой, включить и выключить телевизор, умыться, переодеться; отсутствие элементов «полевого» поведения - ребенок способен отказать себе в желаемом, если это запрещено; умение увлечь себя каким-либо занятием на определенное время. Если все это про вашего ребенка, то можно потихоньку давать ему пробовать на вкус самостоятельность, помня, конечно, о правилах безопасности. Во-первых, четко инструктируем ребенка, что делать в случае, если звонят в дверь или по телефону. Многие разучивают с детьми многоступенчатые сценарии на все случаи жизни и готовят ответы на все виды возможных вопросов. Гораздо проще ограничиться четкими правилами - например, к двери не подходим ни при каких условиях (у всех домашних есть свои ключи). Впрочем, это правило хорошо, даже когда родители дома. Можно оборудовать свой дом видефоном для того, чтобы ребенок видел, кто стоит за дверью, и мог оперативно позвонить родителям в случае настойчивых звонков и попыток проникнуть в квартиру. Собственно, и к телефону можно не подходить - по наивности ребенок может сообщить много лишней информации - хорошо, если вашим друзьям. А вот мобильный телефон оставить необходимо, обязательно заряженный. В мобильном телефоне должны быть сохранены номера телефонов ближайших родственников и экстренных служб. Ребенок должен знать, что такое служба спасения и в каких случаях стоит звонить по этому номеру. Если вы отлучаетесь впервые и ненадолго, самый безопасный способ оставить ребенка одного - набрать номер любимой бабушки и попросить ее пообщаться с ребенком или прочитать ему сказку. Так вы точно будете уверены, чем он занят без вас. Собственно, если речь идет о быстром походе в магазин, то вы и сами можете держать связь с ребенком, рассказывая ему, где вы и что делаете, или просто беседуя о чем-то отвлеченном. Хорошо, если для подобных недолгих отлучек у вас будет припасена гарнитура hands free (как для вас, так и для ребенка). Первое время лучше не покидать квартиру больше, чем на 10-15 минут. Ребенок должен точно знать, когда вы вернетесь и уметь пользоваться часами для того, чтобы определить, сколько ему еще осталось ждать. Приучайте ребенка к тому, что если вы пообещали вернуться в определенное время, то всегда держите свое слово. Хорошо, если на время вашего ухода вы придумаете для ребенка какое-нибудь задание: новая развивающая тетрадь с наклейками, обучающая компьютерная игра (убедитесь, что Интернет отключен, а еще лучше, заблокирован), новый паззл или конструктор. Также неплохим гарантом безопасности в ваше отсутствие может стать новая увлекательная книга (в случае, если ребенок обожает читать), художественный фильм или полнометражный мультфильм. Уходя, убедитесь, что все лекарства, бытовая химия, спички и зажигалки спрятаны в недоступное для ребенка место. Газ также лучше перекрыть. Хорошо, если ваши оконные ручки снабжены специальными замками, которые препятствуют открытию окон настежь (современная фурнитура к стеклопакетам предусматривает такую возможность). Еду ребенку лучше оставить в термосе или ограничиться фруктами и йогуртами из холодильника.

Ну и наконец, самое главное - оставляя ребенка одного, будьте внутренне уверены в том, что все будет хорошо, доверяйте ребенку и его благоразумию. Названивая домой каждые пять минут и контролируя каждое его действие, вы только разовьете у ребенка ощущение собственной несостоятельности. Более того, если у вас действительно каждые пять минут возникает желание проверить, что делает ваш подросший ребенок, подумайте, в чем лежит истинная причина этой тревожности.

www.barni.deti.mail.ru