Все преодолимо

Просмотров: 850

Задержка психического развития – один из наиболее частых диагнозов для детей из учреждений, где живут мальчики и девочки без мам и пап. Задержка психического развития (ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

              У большинства воспитанников интернатных учреждений психическое и речевое развитие в той или иной степени запаздывают относительно возрастной нормы.  Дети, воспитывающиеся в детских домах, по своему психическому развитию, как правило, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития этих детей замедлен. Их психическое и физическое здоровье имеет ряд особенностей, которые отмечаются на всех возрастных этапах развития ребенка. У многих дошкольников из детских домов выявляются бедная речь, слабое внимание, снижение памяти.   Недостаток речевого общения   с ребенком существенно отражается  на его развитии не только речевом, но и общем психическом. 

              Непременным условием для всестороннего, полноценного  развития  ребенка  является  общение его с взрослым. Взрослые  -  хранители  опыта,  накопленного  человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе  как  с  помощью языка.  Жизненная обстановка  играет  большую роль в полноценном развитии ребенка. Для этого она  должна  быть  создана  в соответствии с его возрастом. Важным в ранние периоды развития речи является общение ребенка  с взрослым.                 

              Ребенок развивается благодаря постоянному общению с взрослыми. Когда в этих отношениях все нормально, есть родители, бабушки, дедушки, сестры, братья, то он постоянно находится в обмене актами общения с ними. Они обмениваются словами, взглядами, жестами, улыбками, мимикой, и в этом процессе ребенок развивается. Он достаточно рано начинает понимать, что если он выражает желания, то взрослые стараются эти желания удовлетворить. Для малыша это становится мощнейшим стимулом совершенствовать коммуникацию, взаимодействие с взрослым. Ребенок начинает понимать, что чем более внятно он изложит свою просьбу, тем быстрее и лучше ее поймут окружающие. К году он уже верит, что как только его поймут, ему захотят сделать хорошо. Таким образом, каждый раз, когда мы поняли маленького ребенка и сделали то, что он просил, мы подкрепляем его усилия по коммуникации.

Если малыш живет в неблагополучной семье, которая им почти не занимается, этот стимул работает ни шатко, ни валко: у ребенка происходит дезориентация его речевых усилий. Что будет от того, что он сказал, что хочет кушать? Иногда все хорошо, иногда никак, а иногда все только хуже.

Когда ребенок в учреждении, все тоже самое, с той лишь разницей, что в неблагополучной семье многое зависит от состояния родителей, а в учреждении - от того, что написано «на стеночке». У воспитателя в группе может быть много детей. И не всегда воспитатель сможет выполнить просьбу, подойти к ребенку именно тогда, когда ему действительно необходимо. Поэтому ему тоже нет смысла говорить о своих желаниях, обращаться к взрослым. Образуется отставание.

         Отставание начинается у таких детей с младенчества: вовремя не появляется гуление, а затем и лепет. Эти дети весьма плохо понимают обращённую к ним речь, не могут показать указательным жестом знакомые предметы.

На третьем году жизни ребёнок в основном усваивает человеческий язык и начинает общаться с помощью речи. Между этими двумя периодами существует удивительный этап, когда ребёнок начинает говорить, но не на нашем языке, а на каком-то своём. Этот этап в детской психологии называют этапом «автономной детской речи». Считается, что период автономной детской речи есть у каждого ребёнка. И воспитанники домов ребёнка часто минуют этот период. Если автономная речь не похожа на обычную ни по своему звучанию, ни по своему значению, то понять её сможет только тот, кто хорошо знает ребёнка, кто может разгадать его шифр. Близкие люди без труда понимают малыша, потому что они ориентируются не только на его слово, но и на ту ситуацию, в которой находится ребёнок. Взрослых в окружении воспитанников слишком много, они постоянно меняются, заняты своими проблемами, не внимательны к высказываниям малыша. Не связывают такие слова с предметом или ситуацией. Ребёнок, не видя понимания со стороны взрослого, перестаёт говорить.

В появлении у детей активной речи, когда они умеют  произносить  много слов и донести до взрослого свои мысли, свою просьбу,  решающую, важную роль играют установление эмоциональных контактов взрослого с ребёнком,  организация взрослым взаимодействия с ребёнком, в ходе которого он усваивает способы и средства общения, учится «умению говорить».  Для ребёнка, которому предстоит освоиться с миром речи, ни в коей мере не безразлично, кто и как произносит слово. Ведь только благодаря обращённому к нему слову он может стать человеком в истинном смысле слова. Причём, в первую очередь, здесь подразумевается не передача информации, а нечто совсем иное, имеющее гораздо большее значение–взгляд в глаза, заинтересованное внимание, ответная улыбка, эмоциональная выразительность.

Однако отклонения в развитии ребенка в учреждениях закрытого типа не являются неизбежными, и возможны весьма действенные мероприятия по их предотвращению. Комплексная и целенаправленная работа способствует в значительной мере преодолению задержки в психическом и речевом развитии ребенка и подготовке детей к жизни в окружающем мире.

     

Воспитанники детских домов — дети с особыми образовательными потребностями, для успешного развития и обучения которых необходимо приложить определенные усилия.

Детский дом – островок, где каждый ребёнок уникален и неповторим, где мир добра, мир здоровья так же важен, как и мир знаний. С детьми  своя специфика работы. Дети с тяжелыми диагнозами, а некоторые со сложными судьбами. Порой нелегкая, обучающая  работа будет идти  очень сложно, медленно. Вместе с детьми необходимо научиться  выдержке, терпению, пониманию, отзывчивости, доброте. И иногда кажется странным, почему дети плохо воспринимают информацию, когда все так элементарно просто и понятно. Это нам, взрослым, понятно, а таким детям - нет. Терпение и оптимизм – две важнейшие составляющие в работе с детьми. Желаемый результат будет не скоро, но по крупицам изо дня в день. И только так  можно будет увидеть приятный результат ежедневной, кропотливой работы.  А как радуются сами дети своим маленьким победам!

Детские впечатления самые яркие и сохраняются на всю жизнь. Слова, обращенные к ребенку с любовью, не пропадают даром.

Учитель-логопед службы сопровождения Колеватова Лариса Валерьевна.